Основные преимущества и недостатки
Преимущества и недостатки малого предпринимательства
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России, т.к. в нашей стране, ему свойственны некоторые преимущества. Согласно Конституции РФ, за гражданами закреплено право свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
Не могу не заметить, что малые предприятия находятся в условиях куда менее привилегированных, имеют гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований и т.д., но наличие существенных достоинств даёт малым фирмам возможность отвоевать свою долю на рынке.
Собственники малого предприятия склонны к сбережению средств, у них всегда больший уровень достижения успеха. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наёмных работников, способствуют их занятости, содействуют подготовке профессиональных кадров и т.п.
По сравнению с крупными компаниями малый бизнес имеет явные достоинства:
– Для организации малого бизнеса не требуется крупных вложений в основные средства. Это положительно сказывается на себестоимости продукции и позволяет привлекать молодых, активных и талантливых предпринимателей.
– Гибкость и мобильность. Малые фирмы оперативнее реагируют на изменения ситуации на рынке, на запросы рынка.
– Дублирование и взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга.
– Высокая скорость продвижения информации. Она обеспечивается за счёт меньшего объёма информации в малом предприятии, и непосредственного прямого общения руководителя и подчинённых.
– Хорошая управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Малые предприятия действуют по принципу «ориентации на нужды», приспосабливаются к запросам клиентуры, предлагают рынку что-то новое, реально действенное. Представители малого предпринимательства умеют мыслить перспективно. Крупные же компании нередко поддаются искушению выпускать как можно большее количество продукции, забывая о требовании не только производить, но и сбывать её.
Малые предприятия эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Всё это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества.
Наряду с преимуществами всегда имеются и недостатки. Выделю самые существенные из них:
– Значительно большая степень риска. Предприниматель работает под страхом разориться и стать банкротом.
– Важность накопления капитала. Чтобы «удержаться на плаву» необходимо расширять производство; имеются ограничения в получении кредита, т.к. у малого предпринимателя нет возможности выплачивать высокий процент.
– Ограниченность сферы деятельности. Малому бизнесу нет места в отраслях, где требуются большие капиталовложения.
– Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка.
– Неспособность на равных конкурировать с крупным производством из-за скромных масштабов производства и ограниченности ресурсов.
Конечно, недостатки и неудачи деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых предприятий связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в небольших предприятиях, как правило, более удачливы. Если в управлении предприятием участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из 2 – 4 человек, то шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На «живучести» малых предприятий сказываются и размеры финансирования на первом этапе: чем больше вложений в первоначальный капитал, тем больше возможностей выжить в кризисные периоды.
Таким образом, как и у всех видов бизнеса, у малого предпринимательства есть как положительные, так и отрицательные стороны. К основным преимуществам можно отнести быструю адаптацию к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии и выполнении решений, большие возможности индивидуума реализовать себя, более низкую потребность в начальном капитале и т.д. Основными недостатками являются высокий уровень риска, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудность в заимствовании дополнительных финансовых средств и т.д. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России. Задача предпринимателя – грамотно построить своё дело с учётом всех особенностей этого вида бизнеса, чтобы добиться успеха на российском рынке.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9567 – | 7485 –
или читать все.
5.3.2.Преимущества малого предпринимательства
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них высок уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют большему росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
5.3.3.Недостатки малого предпринимательства
Как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении собственным делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малого бизнеса США главными причинами неудач чаще всего называют:
несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);
нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;
неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты.
Частыми причинами банкротств малых фирм являются:
плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы;
катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере взросления. Фирмы, долго не меняющие владельцев, приносят более высокий и стабильный доход. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм, более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают предприниматели, которые много работают. Если в управлении участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе их существования. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем. Однако в силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, поэтому нуждаются в государственной поддержке в соответствии с федеральной и региональными программами поддержки и развития малого предпринимательства.
Достоинства и недостатки малого бизнеса
ВКонтакте: |