Работы к линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

Работы к линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

Подробное решение параграф 1 по биологии для учащихся 11 класса, авторов Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 11 класс можно найти тут

Стр. 6. Вспомните.

1. Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов. Представления об изменяемости окружающего мира появились многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций 1 считал, что жизнь возникла из одного источника путём расхождения и ветвления. В эпоху Античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения её из ила. Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся учёных Античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Стр. 10. Вопросы для повторения и задания.

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

Величайший из древнегреческих учёных Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных. Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он, в свою очередь, разделил на яйцекладущих (яйцеродных) и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека. Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Учёные описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христиан-ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

3. Что такое систематика?

Систематика – это наука о классификации живых организмов. В древности существовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной систематики были заложены в XVIII в. шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778).

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

Основой классификации К. Линнея является принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Виды объединяются в род, роды – в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозначения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово названия обозначало род, второе – видовую принадлежность. Например, Homo sapiens – человек разумный, Convallaria majalis – ландыш майский, Ursus arctos – медведь бурый.

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без неё гербарное дело превращается в хаос». Согласны ли вы с этим утверждением?

В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас-сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объединять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Стр. 11 Подумайте и выполните.

1. Охарактеризуйте и сравните трансформизм и креационизм.

Креационисты считали, что все живое результат божественного творения, виды неизменны, и каждому виду отведено постоянное место на «лестнице существ». Сторонники креационизма Карл Линней, Жорж Кювье.

Трансформисты считали, что живая природа развивается во времени, организмы возникли из неорганических веществ, а виды способны изменяться. Представители трансформистов Фоффруа Сент – Иллер, Р. Гук, Ж. Ламерти, Д. Дидро, Эразм Дарвин. Общим для всех трансформистов было признание изменяемости организмов под воздействием окружающей среды, к которому организмы приспосабливаются благодаря заложенной в них изначально способности целесообразно воздействовать на внешние воздействия, а приобретенные таким путем изменения наследуются.

2. Оцените роль латинского языка в развитии и становлении наук о живой природе.

В медицине и биологии латынь необходима, поскольку вся терминология наук построена на греко – латинских словообразовательных элементов.

3. Рассмотрите систему животного мира по Аристотелю. Каким группам (типам) организмов не нашлось в ней места?

Аристотель внимательно изучал внешний вид и поведение живых существ. Он насчитал около пятисот различных «видов» животных и указал на их отличия. Сам по себе этот список, может быть, и не заслуживал особого внимания, но Аристотель на этом не остановился. Он, например, выявил, что различных животных можно сгруппировать, но проводить градацию следует очень осторожно. Так, наземных животных легко разделить на четвероногих (зверей), летающих пернатых (птиц), а оставшихся объединить в одну группу под общим названием черви. Морских обитателей можно объединить в одну группу под названием рыбы. Например, внимательно наблюдая за дельфинами, Аристотель установил, что, хотя последние по внешнему виду, месту обитания и представляют рыбоподобных животных, по другим важным признакам они далеки от рыб. Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы, дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Коме того, дельфины – животные теплокровные, а не холоднокровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с покрытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, – в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все античные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Классифицируя животных, Аристотель располагал объекты по мере их прогрессивного усложнения. От его острого взгляда не укрылось, что природа на пути к вершине мироздания – человеку – проходит различные стадии эволюции. Сообразно этому своему видению мира Аристотель разделил его на четыре царства: внизу – неодушевленный мир земли, воды и воздуха; чуть выше – растительный мир, еще выше – мир животных и, наконец, на самой вершине – мир человека. Неодушевленный мир существует, мир растений не только существует, но и размножается; мир животных существует, размножается и двигается, а человек не только существует, размножается и двигается, но и мыслит.

Происхождение и эволюция органического мира

Под влиянием всех этих воздействий в первичном океане, покрывавшем поверхность Земли, образовывались органические вещества – простейшие «кирпичики», из которых строится все живое. В наше время их немедленно поглотили бы бактерии и грибы. Но тогда их еще не было, и поэтому органические вещества накапливались, пока весь первичный океан не превратился в «теплый разбавленный бульон». Такое предположение впервые высказал в 1922 г. советский биолог Александр Опарин. В 1953 г. американский биолог Стэнли Миллер решил проверить гипотезу Опарина и воспроизвел в специальной установке природные условия древней Земли. В стеклянном сосуде находились нагретая вода («океан») и смесь газов – аммиака, метана и водорода («первичная атмосфера»). Через «атмосферу» проскакивали искры – «молнии». Опыт продолжался в течении недели. Через неделю «первичный бульон» проанализировали и нашли в нем многие органические вещества, в том числе 5 аминокислот. В другой раз в результате такого же опыта были обнаружены даже нуклеиновые кислоты – цепочки, длиной до шести звеньев. Согласно одной гипотезе, содержание органических веществ выше всего было в высыхающих лужах, оставшихся на берегу океана после отлива. Здесь образовывались цепочки белков и нуклеиновых кислот. При этом чем длиннее была цепочка, тем она была устойчивее. Она закручивалась в клубок, который разрушался уже не так легко. Опарин считал, что главная роль в превращении неживого в живое принадлежала белкам. В «первичном бульоне» образовывались «сгустки» белка «коацерваты). Они могли вбирать в себя новые питательные вещества, разбиваться на более мелкие капельки. Конечно, они еще не были живыми. По словам Опарина, расстояние от этих «сгустков» до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека. Главное, что отличало «сгустки» от клеток, – неспособность точно воспроизводить самих себя. Чтобы «штамповать» одинаковые белки, нужна матрица. В ныне живущих организмах (от бактерий и вирусов до человека) этой матрицей служат нуклеиновые кислоты (РНК, ДНК). В какой момент белковые «сгустки» «перешагнули» порог живого? Тогда, когда включили в себя нуклеиновые кислоты, которые позволили создавать хотя бы грубые, приблизительные копии уже имеющихся белков. Это были уже зачатки примитивных клеток. Один из скептиков высказал мнение, что возникновение жизни в результате перечисленных процессов столь же неправдоподобно, как сборка самолета «Боинг-747» в результате урагана, пронесшегося над мусорной свалкой. Но не будем забывать, что на протяжении длительного времени (миллиарда лет) в огромном пространстве, где происходил «опыт» (весь земной океан), самое маловероятное событие могло стать почти неизбежным.Развитие жизни на земле (КРАТКИЙ ОЧЕРК) Докембрий. Самая древняя эпоха развития жизни – докембрийская – длилась невероятно долго: свыше 3 млрд. лет. Выше было рассказано об условиях, в которых жили первые живые организмы. Пищей им служил «первичный бульон» окружающего океана или их менее удачливые собратья. Постепенно, однако, в течение миллионов лет этот бульон становился все более «разбавленным», и, наконец, запасы питательных веществ исчерпались.

Читать еще:  Какой глубины должен быть фундамент для двухэтажного дома из бруса?

Заметим, однако, что этот потенциал не безграничен, он допускает движение только в каких-то ограниченных пределах. То есть эволюция по Ламарку в известной степени телеологична. Итак, на начальных этапах развития эволюционной теории ламаркизм и дарвинизм фактически не противостояли друг другу. Противостояние возникло позднее. И определила его генетика в ранний период своего становления. Датский биолог Вильгельм Иогансен писал в начале нашего века, что «генетика вполне устранила основу дарвиновской теории подбора, которая не находит себе никакой поддержки в генетике». Аналогичным образом обстоит дело с гипотезами, которые оперируют такими понятиями, как «наследственные приспособления», «наследование приобретенных свойств» и тому подобными идеями, примыкающими к воззрениям Ламарка. А вот мнение основоположника современной генетики Т. Моргана: « Естественный отбор не играет созидающей роли в эволюции». Как было упомянуто, еще раньше категорически отверг дарвинизм Грегор Мендель. Что же заставило этих великих ученых занять столь отрицательную позицию по отношению к дарвинизму и ламаркизму? Прежде всего те открытия, которые вошли в генетику в качестве основополагающих ее постулатов. Во-первых, генетики выделили два типа изменчивости: модификационную, ненаследственную, и мутационную, наследственную. Наследуются только те признаки, которые возникают в результате изменений в генетическом материале – то есть в результате мутаций. Те же признаки, которые возникают под воздействием условий внешней среды, не передаются потомству. Это – модификации, флюктуации. Второй, чрезвычайно важный вывод, в корне изменивший взгляды и вошедший в число фундаментальных положений генетики, предельно четко сформулировал Иогансен: «Главным результатом моей маленькой работы является то, что я считаю селекцию флюктуаций совершенно безрезультатной». Из этих двух заключений логически выводится третье: благоприобретенные признаки не наследуются. Бесчисленные попытки доказать возможность наследования таких признаков потерпели полный крах. Работы Штанфуса, Гаррисона, Тоуэра, Каммерера, Пржибрама, Дюркена в 20-е годы, а Лысенко с сотрудниками в 30-50-е, были экспериментально опровергнуты. В этих работах допускалась одна и та же ошибка: их авторы игнорировали открытия Иогансена и использовали не чистолинейный, а неоднородный в генетическом отношении материал. (Кстати, были опровергнуты и недавние попытки американских иммунологов Горчинского и Стила показать возможность передачи по наследству некоторых приобретенных иммунологических свойств – см. « a ure», 1981, т.259, с.678-681; т.290, с.508-512). Таким образом, с оформлением генетики как науки отрицание наследования приобретенных признаков было строго экспериментально обосновано и практически общепризнанно. А между тем учение о наследовании приобретенных признаков составляло теоретическую основу представлений и Дарвина, и Ламарка. Генетики сформировали прямо противоположную концепцию наследственности, в самых общих чертах выдвинутую еще Августом Вейсманом, одним из крупнейших биологов XX века. Он провел резкую грань между сомой – совокупностью клеток, тканей и органов – и клетками зародышевого пути, содержащими зародышевую плазму. В ядрах половых клеток, в их специализированных структурах – хромосомах – собраны гены, носители наследственности, которые передаются от поколения к поколению.

Виды связаны друг с другом постепенными переходными формами. Эволюция состоит в образовании новых признаков. Борьба за существование и естественный отбор являются факторами прогресса (эволюции). ПО Л. С. БЕРГУ Организмы развивались из многих тысяч первичных форм. Развитие шло на основе закономерностей, захватывающих массу особей. Развитие шло скачками, параксизмами. Число наследственных вариаций ограничено, и они идут по определенным направлениям. Разные виды резко разграничены в силу скачкообразного происхождения. Эволюция состоит в значительной степени в развертывании задатков. Борьба за существование и естественный отбор – консервативный фактор, охраняющий норму. Согласно этой гипотезе геном подразделяется на две части: облигатную, или постоянную (эквивалент наследственности в классической триаде), обеспечивающую консерватизм вида, и факультативную (эквивалент наследственной изменчивости), которая представляет собой совокупность подвижных генов. Они придают геному пластичность, то есть его направленное преобразование, и тем самым определяет возможность эволюции. Фактор, активирующий изменения ФГ, – внешняя среда, хотя характер ее воздействий на геном пока не ясен. Однако, представляется, что условия активности ФГ – не вне живой системы, а присущи ей. Иными словами, это не только (а может быть, не столько) внешняя среда. В качестве эволюционно значимой части генома правильнее рассмотреть, помимо ФГ, то есть совокупности генетически подвижных элементов, еще и те структуры генома, которым избирательно «сродственны» эти элементы. Ведь известно, что места их фиксации в геноме зачастую не случайны. Вероятно, подвижные гены активируют преобразования именно в тех частях генома, которые изначально предназначены для реализации этих процессов. Если это так, то план эволюционного развития фиксирован в геноме точно так же, как и план индивидуального развития, и осуществляется этот план благодаря специфическому взаимодействию подвижных элементов с определенной, предназначенной для этой цели частью генома (назовем ее «программирующим геномом» – ПГ). Следовательно, взаимодействие типа ФГ ПГ способно вызвать к жизни программированный, но не проявленный до того морфогенез, ибо, тот или иной морфогенез может быть не осуществлен не потому, что эволюционно не сформировались его генетическая программа, а потому, что в генетическом материале содержатся элементы, тормозящие проявление этой программы. Удаление подобных элементов (а также их перераспределение в геноме) существенно преобразовывает функциональную организацию генома в целом, так что открываются новые морфогенетические пути. На основе измененного типа онтогенеза возникают организмы с новыми фенотипическими признаками, которые можно считать соответствующими «многообещающим монстрам» Таким образом, ОГ обеспечивает полиморфизм, разнообразие, но лишь в пределах данного вида, то есть изменения в ОГ не затрагивают набора видоспецифических характеристик. А вот взаимодействия ПГ ФГ вызывают эффективные изменения уже не отдельных признаков, а генома в целом, переводя его на новый структурно-функциональный уровень и выводя за пределы данного вида. Так появляются новые виды.

Читать еще:  Через сколько дней после заливки фундамента можно класть плиты перекрытия

Работы к линнея послужившие фундаментом для новых исследований живой природы

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Развитие ботаники и зоологии. Господство в науке представлений о неизменности природы и «изначальной целесообразности». Труды К. Линнея по систематике. Зарождение эволюционных идей. Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира. Первые русские эволюционисты.

В этом разделе курса следует обратить внимание па то, что эволюционное учение появилось лишь с возникновением в философии материалистического мировоззрения. Господствовавшее до того идеалистическое мировоззрение провозглашало творцом всей природы Бога. А согласно материалистическому уче­нию первоначально возникла неживая, а затем живая природа и и ходе ее длительного развития появились высокоразвитые существа. Их никто не создавал, они — следствие эволюционных преобразований живой материи, вершиной которых стал человек. Рассматривая природу с идеалистических позиций, ученые считали ее раз и навсегда созданной Богом, неизменной, отвечающей цели своего существования, т. о. целесообразной. Такое направление в науке называется метафизическим. Из представителей данного направления следует отмстить К. Линнея (XVIII в.), наиболее прогрессивного ученого, работы которого — «Система природы» и «Философия ботаники» — не только сыграли огром­ную роль для своего времени, но и послужили фундаментом для новых исследований живой природы.

С накоплением научной информации меняются взгляды в философии – формируется материалистическое учение; в биологии появляются первые представления об эволюции, содержавшиеся уже в поздних работах К. Линнея, а затем эволюционное учение Ж.-Б. Ламарка .

Вклад в науку К. Линнея (1707-1778)

– Открыл около 1,5 тыс.видов растений.

– Описал около 10 тыс.видов растений и около 4,5 тыс.видов животных.

– Разработад короткие и четкие определения каждой группы организиов, что значительно облегчало их описание. Многие из этих диагнозов не устарели и в наши дни.

-Ввел удобную бинарную номенклатуру вместо употребляющихся ранее громоздских полиноминальных (т.е. состоящих из многих слоев) названий:эта номенклатура упоьребляется и в наше время.

-Разработал принципы построения классификаций живой природы, которая включала в себя всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени.

-Впервые поместил человека в один отряд с обезьянами на основании морфологического сходства.

К. Линнеи считал вид реальной и элементарной единицей живой природы. Он уточнил само понятие вида, привлекая для его не только морфологический, но и физиологический критерий (скрещиваемость между представителями одного вида и нескрещинаемость их с представителями других видов.). Поскольку Линией был креационистом и метафизиком, то он считал, что виды не изменяются, и их существует столько, сколько разных форм было с самого начала создано Творцом. Однако к концу своей жизни Линней уже не был таким решительным сторонником неизменности видов.

В качестие оспоиы классификации Линней принял категорию вида. Сходные виды объединяют, ел в роды, роды — в отряды, отряды в классы, которые являлись кысшей категорией. Таким образом, в основу классификации был положен принцип иерархичности (т. е. еоподчипешшети) таксонов. С развитием науки в .чту систему был введен ряд категорий: семейство, подкласс и др., а высшим таксоном стал тип. Но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до наших дней. При классификации организмов ученый учитывал не весь комплекс признаков, а лишь небольшое их число. Поатому классификация Линнея, несмотря на то, что была научной, оказалась искусственной. Сам Лшшей осознавал искусственность своей системы природы и указывал на необходимость разработки естественной. Оп писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Все животные; подразделялись Линнеем на следующие шесть классов по признаку строения дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы, звери.

Все растения подразделялись на 24 класса: 23 класса явнобрачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (юлосемешп.тх и споровых). Среди яшшбрачпых первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенадцати тычинок, а при отнесении (метений к 14 23 классам учитывалось еще и строение андроцея однобратственный, двубратственный, двусильный, четырех-пяти и т.д.) И приведенных примером видно, что согласно этой системе в один класс попадают растении, имеющие: мало общего между собой, а родстиенпые друг другу представители одного семейства злаковых (душистый колосок, рис и бамбук) оказались разбросанными но разным классам. Однако было бы несправедливо не отметить, чти при отнесении растений к 14-23 классам такой.) разнобоя уже не наблюдается. Это объясняется тем, что и этом случае учитывался уже и тип гинецея, который объективно отражает эволюционное родспю растений. Так, относящийся к 23-му классу растения семейств молочайные и сумаховые яштяются родственными. Они имеют мелкие невзрачные цветки, собранные н компактные соцветия, в которых встречаются как обоеполые, так и тычиночные и пестичные цветки (полигамные).

– Ввел термины «биология» (1802), «зоология беспозвоночных» (1794) и определил их содержание.

· Заложил основы систематики беспозвоночных.

· Проводил обширные исследования в области ботаники, зоологии, систематики, палеонтологии, гидрогеологии, минералогии, метеорологии, психологии.

· Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

· Создал первую анолюционную теорию. Его главный научный труд — двухтомная «Философия зоологии» (1809) — наиболее крупное ‘теоретическое обобщение в биологии начала XIX в., в котором с материалистических позиций обосновывается идея постепенного развития во времени живой природы под действием естественных причин и разрабатываются основы естественной системы животных.

Эволюционная теория Ламарка может быть разделена на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости. Учение о градации органов. Ламарк считал, что все животные формы — растения и животные – являются подлинными произведениями природы, т.е. не существовали изначально, а возникли В определенное время. Первые организмы произошли (и происходят ныне) путем самозарождения из тел неорганической природы. Развитие природы началось и всегда начинается с образования иростешггих живых тел; его ход — от простого к сложному. Поэтому классификация оргаппзмон не может быть произвольной, она должна отражать действительный порядок природы, т. е. отображать процесс развития от низших форм к высшим. Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, т.с. образует «лестницу существ». Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Все многообразие животных Ламарк подразделил на 14 классов, которые распределил по 0 градациям. При выделении градаций пи учитывал анатомо-физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной). Ламарк считал также, что подобная ступенчатость имеет место и в растительном мире.

Читать еще:  Форма акта осмотра открытых рвов и котлованов под фундаменты

Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период

Как ученые представляли себе возникновение разнообразия живой природы? Из этого урока вы узнаете о развитии эволюционных взглядов в додарвиновский период. Будут рассмотрены предпосылки возникновения эволюционных взглядов в работах шведского ученого Карла Линнея. Вы познакомитесь с его классификацией живых существ. Из урока вы узнаете о первой эволюционной теории французского биолога Жана Батиста Ламарка. Познакомитесь с предпосылками и узнаете о результатах спора зоологов Ж. Сент-Илера и Ж. Кювье.

Тема: Эволюционное учение

Урок: Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период

Классификация живых существ Карла Линнея

К началу нового времени эволюционные взгляды получили некоторое распространение, но они все еще вписывались в религиозные догматы и предполагали акт божественного творения.

Такие взгляды было принято называть эволюционным креационизмом. Одной из главных предпосылок для дальнейшего развития эволюционистских взглядов послужило накопление эмпирического материала о разнообразии живых существ, в том числе, в колониальных завоеваниях.

Однако реальной почвой для дальнейшего развития биологии они стали только после их ревизии и классификации. Первую такую классификацию живых существ осуществил шведский натуралист Карл Линней (см. Рис. 1).

Он заложил основы современной бинарной номенклатуры, которой мы пользуемся до сих пор.

Применявшиеся ранее длинные видовые названия, состоящие из большого количества слов, носили описательный характер и не были строго формализованы.

Рис. 2. Первая опубликованная работа Карла Линнея «Половая жизнь растений», в которой он излогает первоначальные основы систематики

Карл Линней – автор наиболее удачной искусственной классификации растений и животных, ставшей основой научной классификации живых организмов (Рис. 2 и 3).

Рис. 3. Основная книга Линнея «Система Природы»

Он разделили природный мир на три «царства»: минеральное, растительное и животное (см. Рис. 4).

Он признавал существование Творца, но считал, что верховный творец создал только материю и природу, все остальные живые и неживые объекты возникли из материи уже под воздействием природы. Эти идеи Ламарк изложил в книге «Философия зоологии» в 1809 г. Ламарк представлял два независимых пути эволюции:

1. Градация – ступенчатое повышение организации животного от простого к сложному; усложнение (по Ламарку) происходит под влиянием «стремления к совершенствованию».

Это, по его мнению, некоторое внутренне «стремление», которое заложено Богом во все живые существа.

2. Изменение организмов под действием окружающей среды.

При этом возникает разнообразие видов на каждой ступени градации.

Это представление подготовило почву для будущих родословных древ. При этом Ламарк считал, что движущим фактором такой эволюции может быть упражнение или не упражнение органов, зависящее от требований среды.

Например, по Ламарку, длинная шея жирафа сформировалась благодаря постоянному ее вытягиванию в процессе доставания зелени с деревьев.

Он с позиции натурфилософии доказывал возможность развития одних форм живых существ из других, а также переход этих форм друг в друга, если того требуют условия среды.

С Ж. Сент-Илером длительное время вел полемику выдающийся зоолог Ж. Л. Кювье (Рис. 8). Он разделил животное на четыре «ветви»: позвоночные, моллюски, членистые и лучистые. «Ветви» – это не просто высший таксон в царстве животных; между четырьмя «ветвями», по мнению Кювье, не может быть переходных форм.

Катастрофизм

Все животные, относящиеся к одной «ветви», характеризуются общностью типа строения. Кювье полностью воспринял линнеевскую иерархичность системы и построил свою систему в виде ветвящегося дерева, но это было не родословное дерево, а дерево сходства организмов. Кювье отмечал, что смена форм живых существ происходит не постепенно, как считал Ж.-Б. Ламарк, а скачками. Он также предположил, что это происходит благодаря резким сменам условий среды – катастрофам. Такой подход был назван катастрофизмом.

Дальнейшее развитие эволюционных идей подготовило почву для создания теории Чарльза Дарвина.

Карл Линней

Карл Линней (Рис. 9) – крупнейший шведский ученый-естествоиспытатель, но самим шведам он известен как видный путешественник и общественный деятель.

Большой интерес представляют для шведов не только его работы по флоре и фауне, но и дневники путешествий, описанные интересным языком, которые позволили получить шведам сведения об их собственной стране. Актуальность написанного в этих дневниках не исчезает даже сейчас.

Линней был одним из основателей Шведской Академии Наук, почетным членом Французской Академии Наук и других научных сообществ.

Отчасти, Линнею мы обязаны современной шкалой градусника Цельсия.

Рис. 10. Шкала градусника по Линнею

Цельсий, коллега Линнея по университету, изначально создал градусник, в котором ноль градусов располагался в точке кипения воды, а в точке замерзания было 100 градусов. Но Линней, который часто пользовался термометрами в своих теплицах, предложил перевернуть шкалу и сделал это уже после смерти Цельсия. Поэтому современным видом термометров мы обязаны именно Карлу Линнею (Рис. 10).

Список литературы

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.

2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. – 5-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 388 с.

4. Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Элементы большой науки (Источник).

2. Всячина (раздел биологии) (Источник).

Домашнее задание

1. Каков вклад Карла Линнея в современную классификацию живых существ?

2. В чем сущность ламаркизма?

3. О чем спорили Ж. Сент-Илер и Ж. Кювье?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector