Молдинг подоконный и межэтажный пояс различие в архитектуре

Аркатурный пояс в архитектуре

Аркатурный пояс – это элемент, используемый при возведении различных сооружений. Его создают как внутри, так и снаружи здания. О том, что такое аркатурный пояс, о его особенностях и строении будет рассказано в этом очерке.

Что такое аркатура?

Прежде чем начать рассматривать, что такое аркатурный пояс, следует описать значение терминов, сопутствующих этому понятию.

Один из таких терминов – это “аркатура”. В переводе с итальянского он обозначает “дуга”, “изгиб”. В немецком языке аркатура – это “ряд арок”. Еще ее называют аркатурным поясом, аркатурным фризом. По сути, это все ее разновидности.

Аркатура является непрерывным или расчлененным рядом ложных декоративных арок. Они находятся либо на фасаде здания, либо на стенах внутренних помещений. Основной вид – это слепая аркатура, которая состоит из элементов, наложенных пластически на поверхность стены. Иногда между стеной и аркатурой оставляют небольшое пространство.

Еще аркатура бывает двух видов: расчлененная и непрерывная. Последняя из них может быть выполнена в виде аркатурного пояса, который дополнен колонками на кронштейнах. В частности, такой вариант архитектурного решения присущ храмам Владимиро-Суздальского княжества.

Особенности арки

Другой термин – это “арка” – архитектурный элемент, составляющий аркаду и такую ее разновидность, как аркатурный пояс. Она представляет собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема или пролета в стене, которое имеет опоры. Арки могут опираться на консоли, колонны и кронштейны. Они бывают как настоящими, так и ложными, то есть декоративными. Обычно арки имеют симметрию относительно вертикальной оси. Подробнее этот элемент аркатуры будет рассмотрен ниже.

Если сравнивать арку с балкой, то последняя испытывает обычное (нормальное) механическое напряжение, тогда как арка – касательное. Благодаря касательному напряжению и происходит распор (горизонтальная опорная реакция).

Арка от свода отличается тем, что имеет значительно меньшую ширину. Из-за вертикальной нагрузки арка больше работает на сжатие, а не на изгиб, с чем и связаны ее хорошие технические характеристики.

Арки делятся на три типа:

  • бесшарнирные;
  • двухшарнирные;
  • трехшарнирные.

В том случае, если опорные арочные концы соединены друг с другом перемычкой, (стержнем, воспринимающим горизонтальную реакцию), это будет арка с затяжкой.

Названия арочных элементов

Арка состоит из целого ряда элементов, названия которых приведены ниже:

  • клинчатый камень;
  • замковый камень (венчающий вершину по центру);
  • экстрадос (внешняя поверхность арки);
  • интрадос (внутренняя поверхность);
  • импост (пята, пятка – камень, расположенный у основания опор);
  • опорная стена;
  • пролет;
  • стрела подъема (расстояние до центра замкового элемента от той линии, которая соединяет оба центра пяточных камней – импоста).

Расстояние между осями импоста называют расчетной проймой. Если увеличивается стрела подъема, соответственно, уменьшается распор самой арки. Ось всей конструкции подбирают таким образом, чтобы давление на изгиб было минимальным. Расчет конструкции крайне важен, так как эта точность может повлиять на прочность всего помещения в целом.

В древние времена

Впервые аркатурный пояс в архитектуре, используемый при возведении зданий, отделке фасадов и внутренних помещений, появился около 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии, а также в остальной части Древнего Востока. В этом регионе строительство различных зданий с использованием кирпичных блоков достигло высочайшего уровня, а вместе с этим увеличилась и сложность самих сооружений. Во времена расцвета Древнего Рима арки использовали довольно часто. Например, известный на весь мир Колизей создан при помощи множества арок, соединение которых составляет аркатуру.

Аркатурный пояс в мировой архитектуре

В восточных странах аркатуру используют при строительстве открытых галерей, которые располагают вдоль фасадов домов. Основная нагрузка в случае такого технического решения распределяется между каждой отдельной арочной опорой.

Применение аркатурного пояса увеличивает характеристики прочности всего строения в целом, при этом уменьшая вес самой конструкции. Упомянутый ранее Колизей построен при помощи многочисленных арок, также они активно использовались римлянами при возведении акведуков, которые сохранились до настоящего времени.

В Средние века при возведении английских готических соборов и монастырей активно используется аркатурный пояс. То место, где он находится, сразу же привлекает взор своей красотой.

Обычно в католических храмах крытый арками проход ведет от нефа или трансепта к внутренним помещениям. Часто аркада примыкала к обители с восточной стороны, перекрывая проходы в храмах, имеющие крестообразную форму. В Глостерширском соборе, возведенном в 1029 году, аркада расположена с противоположной стороны, что несколько не соответствовало канонам строительства, но все же встречалось.

Аркатурно-колончатый пояс

Такими поясами называют декоративные мотивы из череды небольших арок, которые опираются на маленькие колонны. Как уже было сказано выше, колончатый пояс – это одна из разновидностей аркатуры. Он широко использовался в архитектуре Древней Руси. С его помощью оформляли стены зданий и церковные барабаны (предкупольная часть церкви). Нередко между колоннами прорезались вытянутые, узкие световые окна.

Колончатые пояса имели различные варианты исполнения. Так, например, одним из методов являлась установка небольших колонн не под каждую пяту соседних арок, а с различными промежутками – в одну или две арки. Подобное расположение можно увидеть в Кремле, на барабанах Благовещенского собора.

Аркатурный пояс храма со временем начинают использовать и в обычной архитектуре. Начиная с XVII века этот декоративный элемент становится обязательным не только в русской храмовой архитектуре, но и при возведении светских построек. Стоит отметить, что там где находился аркатурный пояс в русской храмовой архитектуре, довольно часто проемы и венцы арок украшали мозаикой на Библейские темы.

Появившийся в древние времена, этот архитектурный элемент стал не только необходимым и часто используемым, но и приобрел эстетические черты, облагораживая и украшая любую постройку.

Межэтажные пояса

Производственные возможности нашего предприятия не ограничиваются каталогом – высокоточное современное оборудование позволяет решать практически любые задачи в области производства малых архитектурных форм.

Межэтажный пояс – горизонтальный молдинг или карниз, опоясывающий здание и визуально отделяющий этажи друг от друга. Как правило, применяется в композиции с другими элементами фасадного декора.

Пояс межэтажный ПМ 1_1
140мм*70мм

Пояс межэтажный ПМ 1_2
140мм*85мм
Пояс межэтажный ПМ 1_3
160мм*150мм
Пояс межэтажный ПМ 1_4
165мм*135мм
Пояс межэтажный ПМ 1_5
170мм*70мм
Пояс межэтажный ПМ 1_6
170мм*110мм
Пояс межэтажный ПМ 1_7
175мм*95мм
Пояс межэтажный ПМ 1_8
200мм*115мм
Пояс межэтажный ПМ 1_9
200мм*125мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_10
250мм*200мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_11
260мм*70мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_12
260мм*70мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_13
260мм*70мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_14
260мм*90мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_15
260мм*90мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_16
260мм*100мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_17
260мм*110мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_18
260мм*165мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_19
260мм*170мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_20
280мм*100мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_21
280мм*110мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_22
280мм*130мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_23
300мм*65мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_24
300мм*90мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_25
300мм*130мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_26
300мм*145мм
Пояс межэтаж. ПМ 1_27
300мм*160мм

СПб, Проспект Обуховской обороны, д.120, БЦ ”Вант”, литер И, офис 314
Тел.: +7 (812) 612-70-39

Про волюту на поребрике

Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:

Архитектурные элементы

Антаблемент

Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.

Аттик

Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.

Балюстрада

Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.

Балясины

Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.

Бельведер

Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.

Волюта

Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту. Архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, характерная для стиля барокко.

Галерея (гульбище)

Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.

Гирлянда

Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.

Гребень

Фигурные завитки, украшающие верх стены.

Закомара

Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.

Капитель

Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.

Контрфорс

Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.

Наборная колонка

Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.

Пилястра

Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.

Поребрик

Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!

Портал

Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!

Портик

Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.

Прясло

Участок стены между двумя пилястрами.

Ротонда

Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом. Ротонда часто завершает центральную часть здания в стиле классицизма.

Сандрик

Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

Ширинка

Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.

Эркер

Выступающая за плоскость фасада часть помещения.

Понравилось?

Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?

Аркатурный пояс в архитектуре

Аркатурный пояс – это элемент, используемый при возведении различных сооружений. Его создают как внутри, так и снаружи здания. О том, что такое аркатурный пояс, о его особенностях и строении будет рассказано в этом очерке.

Что такое аркатура?

Прежде чем начать рассматривать, что такое аркатурный пояс, следует описать значение терминов, сопутствующих этому понятию.

Один из таких терминов – это “аркатура”. В переводе с итальянского он обозначает “дуга”, “изгиб”. В немецком языке аркатура – это “ряд арок”. Еще ее называют аркатурным поясом, аркатурным фризом. По сути, это все ее разновидности.

Аркатура является непрерывным или расчлененным рядом ложных декоративных арок. Они находятся либо на фасаде здания, либо на стенах внутренних помещений. Основной вид – это слепая аркатура, которая состоит из элементов, наложенных пластически на поверхность стены. Иногда между стеной и аркатурой оставляют небольшое пространство.

Еще аркатура бывает двух видов: расчлененная и непрерывная. Последняя из них может быть выполнена в виде аркатурного пояса, который дополнен колонками на кронштейнах. В частности, такой вариант архитектурного решения присущ храмам Владимиро-Суздальского княжества.

Особенности арки

Другой термин – это “арка” – архитектурный элемент, составляющий аркаду и такую ее разновидность, как аркатурный пояс. Она представляет собой криволинейное перекрытие глухого или сквозного проема или пролета в стене, которое имеет опоры. Арки могут опираться на консоли, колонны и кронштейны. Они бывают как настоящими, так и ложными, то есть декоративными. Обычно арки имеют симметрию относительно вертикальной оси. Подробнее этот элемент аркатуры будет рассмотрен ниже.

Если сравнивать арку с балкой, то последняя испытывает обычное (нормальное) механическое напряжение, тогда как арка – касательное. Благодаря касательному напряжению и происходит распор (горизонтальная опорная реакция).

Арка от свода отличается тем, что имеет значительно меньшую ширину. Из-за вертикальной нагрузки арка больше работает на сжатие, а не на изгиб, с чем и связаны ее хорошие технические характеристики.

Арки делятся на три типа:

  • бесшарнирные;
  • двухшарнирные;
  • трехшарнирные.

В том случае, если опорные арочные концы соединены друг с другом перемычкой, (стержнем, воспринимающим горизонтальную реакцию), это будет арка с затяжкой.

Названия арочных элементов

Арка состоит из целого ряда элементов, названия которых приведены ниже:

  • клинчатый камень;
  • замковый камень (венчающий вершину по центру);
  • экстрадос (внешняя поверхность арки);
  • интрадос (внутренняя поверхность);
  • импост (пята, пятка – камень, расположенный у основания опор);
  • опорная стена;
  • пролет;
  • стрела подъема (расстояние до центра замкового элемента от той линии, которая соединяет оба центра пяточных камней – импоста).

Расстояние между осями импоста называют расчетной проймой. Если увеличивается стрела подъема, соответственно, уменьшается распор самой арки. Ось всей конструкции подбирают таким образом, чтобы давление на изгиб было минимальным. Расчет конструкции крайне важен, так как эта точность может повлиять на прочность всего помещения в целом.

В древние времена

Впервые аркатурный пояс в архитектуре, используемый при возведении зданий, отделке фасадов и внутренних помещений, появился около 2-го тысячелетия до н. э. в Древней Месопотамии, а также в остальной части Древнего Востока. В этом регионе строительство различных зданий с использованием кирпичных блоков достигло высочайшего уровня, а вместе с этим увеличилась и сложность самих сооружений. Во времена расцвета Древнего Рима арки использовали довольно часто. Например, известный на весь мир Колизей создан при помощи множества арок, соединение которых составляет аркатуру.

Аркатурный пояс в мировой архитектуре

В восточных странах аркатуру используют при строительстве открытых галерей, которые располагают вдоль фасадов домов. Основная нагрузка в случае такого технического решения распределяется между каждой отдельной арочной опорой.

Применение аркатурного пояса увеличивает характеристики прочности всего строения в целом, при этом уменьшая вес самой конструкции. Упомянутый ранее Колизей построен при помощи многочисленных арок, также они активно использовались римлянами при возведении акведуков, которые сохранились до настоящего времени.

В Средние века при возведении английских готических соборов и монастырей активно используется аркатурный пояс. То место, где он находится, сразу же привлекает взор своей красотой.

Обычно в католических храмах крытый арками проход ведет от нефа или трансепта к внутренним помещениям. Часто аркада примыкала к обители с восточной стороны, перекрывая проходы в храмах, имеющие крестообразную форму. В Глостерширском соборе, возведенном в 1029 году, аркада расположена с противоположной стороны, что несколько не соответствовало канонам строительства, но все же встречалось.

Аркатурно-колончатый пояс

Такими поясами называют декоративные мотивы из череды небольших арок, которые опираются на маленькие колонны. Как уже было сказано выше, колончатый пояс – это одна из разновидностей аркатуры. Он широко использовался в архитектуре Древней Руси. С его помощью оформляли стены зданий и церковные барабаны (предкупольная часть церкви). Нередко между колоннами прорезались вытянутые, узкие световые окна.

Колончатые пояса имели различные варианты исполнения. Так, например, одним из методов являлась установка небольших колонн не под каждую пяту соседних арок, а с различными промежутками – в одну или две арки. Подобное расположение можно увидеть в Кремле, на барабанах Благовещенского собора.

Аркатурный пояс храма со временем начинают использовать и в обычной архитектуре. Начиная с XVII века этот декоративный элемент становится обязательным не только в русской храмовой архитектуре, но и при возведении светских построек. Стоит отметить, что там где находился аркатурный пояс в русской храмовой архитектуре, довольно часто проемы и венцы арок украшали мозаикой на Библейские темы.

Появившийся в древние времена, этот архитектурный элемент стал не только необходимым и часто используемым, но и приобрел эстетические черты, облагораживая и украшая любую постройку.

Ссылка на основную публикацию