Какой компонент педагогического мастерства является фундаментом основой этого комплекса?

Компоненты педагогического мастерства .

В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

1) гуманистическая направленность деятельности педагога;

2) профессиональные знания;

3) педагогические способности;

4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленность деятельности педагога – это педагогическая направленность педагога на следующие ценностные ориентации:

а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего педагога;

б) на детский коллектив;

в) на средства педагогического взаимодействия;

г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания . Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности . Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

– коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

– перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

– динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

– эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

– креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника – это форма организации поведения педагога. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам относятся:

1. Внешнее поведение педагога связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоциональноволевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.

3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

стимулирование и мотивация личности ученика в процессе образования;

организация учебной деятельности учащегося;

владение содержанием и дидактической организацией образования;

организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания;

структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Таким образом, мастерство педагога может рассматриваться как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Педагогу-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.

А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. “Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации”.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Профессиональное мастерство приходит к тому педагогу, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория – это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми педагог нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность – это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания педагога зачастую как бы разложены “по полочкам”, т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что педагоги часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения и акции, позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности педагога, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. “Открытие, сделанное ученым, – писал В. А. Сухомлинский, – когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя”.

Сохраняет свою актуальность мысль К.Д.Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. “Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание”.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство педагога – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – не врожденное качество, это результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности педагога, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию.

К основным компонентам педагогического мастерства относятся:

1. Педагогическая техника.

2. Педагогическое творчество.

3. Педагогическое воздействие.

4. Личностные качества педагога.

Педагогическая техника – это комплекс умений и навыков, необходимых педагогу для эффективного применения на практике методов педагогического воздействия.

Термин «педагогическая техника» ввел А. С. Макаренко. Он рассматривал ее как стержень воспитания. Он писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало».

Овладение педагогической техникой, превращение ее в тонкий инструмент решения педагогических задач – является делом чести и долга педагога.

Педагогическая техника является составной частью педагогического мастерства, выступает как форма организации поведения педагога.

Ю. П. Азаров утверждал, что, во-первых, развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

В-третьих, в процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Основными компонентами педагогической техники являются:

1. Искусство общения (высокий уровень коммуникативных способностей) предусматривает:

– устойчивость к конфликтным ситуациям;

– демократический стиль общения.

2. Умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся предполагает:

– познание механизмов внимания (непроизвольного, произвольного);

3. Умение по внешним признакам определять душевное состояние ученика (учет индивидуальных особенностей).

4. Чувства темпа в педагогических действиях (педагогический такт). Выработка наиболее оптимальной скорости мышления и соответствующего действия.

5. Способность выразительно показывать (демонстрировать) свое отношение к действиям (поступки, переживания):

– оценка состояния ученика;

– сопереживание (эмоциональное соучастие в переживаниях).

6. Умение владеть мимикой:

– мимика должна быть педагогически целесообразной;

– мимика органично должна усиливать направленность и содержание деятельности педагога.

7. Умение владеть пантомимикой:

Пантомимика должна выражать внутреннее достоинство педагога, усиливать силу воздействия слова (в основе лежит естественность).

Техника (культура) речи:

– речь – зеркало культуры человека;

– речь должна быть безукоризненной с точки зрения лексики, фонетики, стиля, произношения, ударений;

– речь должна быть содержательной, ясной, доступной, четкой.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Педагогическое творчество – это целенаправленная деятельность, результатом которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-либо нового, ранее неизвестного.

Критерии педагогического творчества (по Г. М. Коджаспировой):

наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

– способность к самосовершенствованию и самообразованию;

– разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

– вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

– эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

– способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

– формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

– способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

– умение видеть «веер вариантов».

Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).

Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

– анализом педагогической ситуации;

– проектированием результата в соответствии с исходными данными;

– анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата;

– оценкой полученных данных;

– формулировкой новых задач.

Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Признаки креативности (Е. С. Громов и В. А. Моляко):

Творческую личность характеризуют следующие черты (качества, выделенные А. Н. Луком, раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности):

– готовность к риску,

– критичность суждений, самобытность,

– смелость воображения и мысли,

– чувство юмора и склонность к шутке и др.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 139 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Компоненты педагогического мастерства

Педагогическое мастерство – понятие, структура, содержание. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей преподавателей. Понятие профессиограммы преподавателя, уровень его психологической культуры и самообразования.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.10.2010
Размер файла 70,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

“ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ”

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине: основы педагогического мастерства.

Тема: Компоненты педагогического мастерства

студент ИЗО 250а гр.

Ильина Мария Игоревна

Ваганова Маргарита Юрьевна,

    1. Педагогическое мастерство, понятие, структура, содержание
    • 2. Педагогическая деятельность как реализация индивидуальных творческих способностей преподавателей
    • 3. Профессиограмма преподавателя
    • 4. Психологическая культура преподавателя
    • 5. Педагогические технологии
    • 6. Педагогический артистизм
    • 7. Речевая деятельность педагога
    • 8. Педагогическая компетенция. Характеристика вида
    • 9. Профессиональное обучение педагога
    • 10. Педагогические программы
    • 11. Самообразование преподавателя
    • 12. История становления и развитие педагогического мастерства
    • 13. Выдающиеся преподаватели – методы, приёмы, формы
    • Список использованной литературы

1. Педагогическое мастерство, понятие, структура, содержание


А.С. Макаренко


Нет единого мнения, что такое педагогическое мастерство. Одни считают, что это свойство, особенности личности, другие – что это знания, умения, навыки, третьи объединяют и то и другое вместе, четвертые – что это уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.


Первым следует назвать определение термина, предложенное С.И. Ожеговым и звучащее так: “Мастерство – это высокое искусство в какой – либо области”.


Далее авторские определения:


А.И. Щербаков: “Педагогическое мастерство – это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя.


Н.Н. Тарасевич: “Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности”.


Л.А. Байкова: “Педагогическое мастерство – высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка”.


Познакомьтесь со структурой (компонентами) педагогического мастерства, предложенной доцентом Рязанского государственного педагогического университета Л.К. Гребенкиной.


Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности.


Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств учителя – профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшим из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность.


Следующий компонент педагогического мастерства – это общая культура педагога, своеобразный механизм, на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Общая культура личности это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней и внешней. Внутренняя культура – совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура – это способ проявления духовного мира человека в общении, поведении, внешнем виде. Одним из составных элементов общей культуры человека является профессиональная культура личности, в нашем случае – педагогическая. Признаками педагогической культуры учителя является интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство. В профессиональной деятельности педагог опирается на потенциальные возможности своей личности, а совершенствование общей культуры позволяет ему развивать творчество и педагогическое мастерство.


Гуманистическая направленность личности педагога – это его интересы, ценности, идеалы. Каждый учитель должен стать гуманистом, признавать человека как высшую ценность на земле, а, следовательно, в своей педагогической деятельности осознавать значимость личности каждого ребенка, строить взаимоотношения с детьми на основе любви и уважения. Проявления гуманистического стиля взаимоотношения учителя и учащихся следует рассматривать как показатель профессионального мастерства педагога.


Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы учителя.


Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них:


Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал;


Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися;


Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых;


Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой;


Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения;


Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;


Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся;


Прогностические, способность намечать перспективы;


Креативность и импровизацию, способность к творчеству;


Интуицию, способность предвидеть;


Эмпатию, способность к сопереживанию;


Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.


Табл.1


Компоненты педагогического мастерства

Высокий уровень общей и педагогической культуры

Основа педагогического мастерства.

Условие педагогического творчества.

Условие эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.

Средство успешной самореализации педагога.

Человек- абсолютная ценность.

Духовно – нравственная культура.

Трудолюбие и работоспособность.

Эмоционально – ценностные и т.д.

Московский педагог-исследователь И.П. Андриади предлагает другую структуру педагогического мастерства, беря за основу профессиональные нормы профессиональным нормам относит духовно-нравственную и интеллектуальную готовность, теоретическую и практическую готовность.

На этапе становления педагогического мастерства будущего учителя необходимо сформировать все компоненты педагогического мастерства. Для того чтобы их лучше запомнить, сделайте “опорные сигналы”, т.е. все компоненты педагогического мастерства, выбранной вами структуры, необходимо изобразить с помощью рисунков, схем, символов. (2, стр.49).

Введение

Слово «мастерство» в значении «мастер – лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы – поэт, мастер кисти – художник, мастер сцены – актёр и т.д. С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог – мастер». Однако не каждый и не сразу становится мастером, у некоторых на это уходят многие годы.

Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей. Мастерство преподавателя проявляется в аудиторных, классных и лабораторных занятиях его. В процессе этих занятий между преподавателем и учениками происходит взаимный диалог, обмен мнениями и сотрудничество. Необходимо организовать учебный процесс так, чтобы после занятия в ученике возник положительное отношение к изучаемому предмету, научное мышление, преданность к предмету и к преподавателю. Влияние обучения на ученика зависит от научного потенциала педагога, его авторитета, личностных качеств, педагогического мастерства. Уникальный пример владения педагогическим мастерством в отечественной педагогике представляет деятельность А.С. Макаренко, который сумел из трудных, искалеченных детских судеб создать удивительный коллектив, самозабвенно совершенствующий себя, воспринимающий труд как радость. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

Цель работы: изучение основ педагогического мастерства, выявление показателей и критериев, с помощью которых возможно определение уровня педагогического мастерства.

Понятие и сущность педагогического мастерства

Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого ученика.

Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда. Следовательно, профессионализм преподавателя может иметь различные уровни и степени. Есть просто умелый преподаватель, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Есть преподаватель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же преподаватели, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Есть преподаватели – новаторы, которые делают настоящие педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащают педагогическую науку. От обычной педагогической умелости мастерство педагога отличается более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов и их своеобразной комбинацией. Главное в нем – реализация и осуществление на практике педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые сопутствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.

Общие признаки педагогического мастерства: сильные и глубокие знания, развитые умения и навыки, авторитет в научно-исследовательской, рабочей, методической деятельности, широта кругозора и способность находить эффективные методы, приемы и способы для достижения цели обучения.

Отражение сущности педагогического мастерства должно быть, прежде всего, в определении этого понятия. Поэтому приведем несколько определений. В педагогической энциклопедии дается следующее определение: «Мастерство педагогическое – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога / И.Н.Кузнецов. – М.: РОСБУХ, 2008. – С.206-210. Здесь сущность отражена в словах «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения». Т.е., это определенный уровень педагогической деятельности. Далее называются те условия, те предпосылки, которые способствуют достижению этого уровня: призвание педагога и ярко выраженное положительное отношение к объекту, на который направлена его деятельность.

Напомним, что мастерство – это «высокое искусство в какой-нибудь области». Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова.- М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003. – С.332 Значит, это высокий уровень осуществления деятельности, ведущий к высокому результату в этой области. Если, например, у художника, скульптора, писателя результат – следствие только его деятельности, то у педагога все сложнее.

В педагогической деятельности результат – следствие деятельности и педагога, и его воспитанника. Значит, сущность педагогического мастерства должна быть определена через уровень осуществления деятельности педагогом, приводящий к высокому результату. Отвечая на этот вопрос, следует раскрыть структуру педагогического мастерства.

Напомним определение И.А. Зязюна: «Педагогическое мастерство есть комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности». Основы педагогического мастерства./ Под ред. И.А.Зязюна. – М: Просвещение,1989. – С.85-91. Главные компоненты этой системы – «педагогическую направленность личности учителя», «профессиональные знания», «способности к педагогической деятельности», «педагогическую технику».

По Н.В. Кузьминой, любая педагогическая система имеет довольно простую структуру. Она разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других систем – во-вторых». К ним принадлежат цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учении (рис. 1).

Рисунок 1 – Модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов (по Н.В. Кузьминой) Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. – Л.: ЛГУ, 1980. – С.15.

Данная модель более полно описывает педагогическую реальность и даёт возможность понять место и структуру педагогического мастерства, и состоит из двух групп компонентов – структурных и функциональных (таб. 1). Там же.

Таблица 1 – Компоненты педагогического мастерства

Ссылка на основную публикацию