Грамотность лишь начало культуры первая ступень ее фундамент ее развития

Диктант как средство формирования орфографических навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обучения детей правильному, грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по – прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения, и не только начального. Говоря о задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение учащимися нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика мл.школьника……………..8
1.2. Особенности формирования орфографических навыков в системе изучения русского языка в начальных классах 11
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКТАНТОВ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» 19
2.1. Роль диктантов, их виды и методика проведения на уроках русского языка в начальной школе 19
2.2. Особенности изучения глагола в начальных классах и орфографические правила, связанные с изучением этой части речи 26
2.3. Виды диктантов, способствующие выработке навыков правописания глаголов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………… 3

ВВЕДЕНИЕ

Грамотность еще не есть предел культуры для человека.

Грамотность лишь начало культуры, первая ступень ее, фундамент ее развития.

Проблема обучения детей правильному, грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по – прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения, и не только начального.

Говоря о задачах преподавания русского языка в школе нужно подразумевать овладение учащимися нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм.

Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений.1

Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

  1. орфографическая грамотность выступает составной частью общей

языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.2

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большом объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Орфографический навык в период формирования представляет собой систему сознательных действий, а когда он сформируется, функционирует как автоматизированный способ выполнения более сложного действия. Так сформированный орфографический навык становится способом успешной передачи мыслей в письменной форме.3

Орфографические действия автоматизируются медленно. Время автоматизации зависит от сложности орфограммы. В исследованиях Д.Н.Богоявленского и других психологов раскрыт процесс автоматизации

сознательных действий при выработке орфографического навыка.

По Богоявленскому, автоматизация сознательных действий включает: во – первых, постепенное уменьшение роли осознавания своих действий, во – вторых, свертывание умственных операций за счет обосновывающих, а затем и оперативных суждений, в – третьих, объединение и обобщение частных действий в более крупные по своему масштабу действия и в связи с этим расширение границ переноса, в – четвертых, усовершенствование приемов выполнения действий, отбор наиболее рациональных способов решения орфографических задач и, в конце концов, автоматизирование действий, при котором учащиеся пишут по правилу, не осознавая самого правила, т.е. без всяких рассуждений.4

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учётом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. Система предполагает выбор упражнения и последовательное предъявление упражнения.

Специальным методом обучения орфографии являются диктанты. Диктант – это одно из наиболее употребительных письменных грамматико -орфографических, аналитико – синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, то есть воспринятого на слух текста или отдельных его элементов, а также зрительно воспринятого. Диктант – одно из наиболее употребительных письменных упражнений, по которым выявляется грамматико – орфографическая и пунктуационная грамотность учащихся. Роль диктанта при обучении русскому языку значительна, и её нельзя недооценивать.

Невысокий уровень орфографической грамотности школьников – факт общеизвестный, и это не может не вызывать тревоги. Решение данной проблемы важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

Итак, проблема заключается в формировании орфографических навыков младших школьников и использовании различных видов диктантов как специального метода обучения орфографии.

1. Укажите, к какому стилю речи относится следующий текст:
«Демография – наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и
другим признакам, его движение – рождаемость, бракосочетание, смертность и
т.п.».
А) официально-деловой стиль
B) публицистический стиль
C) научный стиль
D) художественный стиль
2. Укажите слово, в котором количество букв и звуков одинаковое.
А) лестница
B) апрель
C) объявление
D) подъезд
3. Укажите, какое слово не сочетается со словом эффективный.
А) способ
B) фигура
C) шампунь
D) экономика
4. Укажите существительное мужского рода.
А) сулугуни
B) салями
C) кольраби
D) кафе
5. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка при образовании формы
слова.
А) килограмм яблок
B) день более тёплый
C) встретить обоих учениц
D) положите тетради
6. Укажите слово, которое пишется слитно.
А) (пол)лица
B) (пол)Бреста
C) (пол)ананаса
D) (пол)батона
7. Укажите словосочетание, в состав которого входит причастие.
А) звонкий голос
B) смеющийся ребенок
C) смешная история
D) разбивая тарелку
8. Укажите предложение, в котором употреблено страдательное причастие.
А) Отвечающий у доски ученик получил хорошую отметку.
B) Машины, движущиеся с большой скоростью, обгоняли наш автобус.
C) Мне пришлось убирать разбросанные братом игрушки.
D) Мой брат, разбросавший по комнате игрушки, убежал на улицу.
9. Укажите причастие, которое пишется с одной буквой Н.
А) скоше(н, нн)ая трава
B) коше(н,нн)ая утром трава
C) броше(н,нн)ый мяч
D) коше(н,нн)ый луг
10. Укажите слово, которое пишется с НЕ слитно.
А) (не)найденная, а потерянная вещь
B) (не)взлюбив
C) (не) возвращаясь
D) (не) приехать
11. Укажите предложение, в котором выделенное слово является наречием.
А) Озеро было красиво.
B) Добро не умрет, а зло пропадет.
C) Работа была выполнена красиво.
D) Всё вокруг красиво.
12. Укажите, сколько словосочетаний можно выписать из предложения:
Свернув в просеке, мы направились по утоптанной тропинке.
А) 4
B) 2
C) 3
D) 1
13. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится ти-
ре.
А) Летний вечер тих и ясен.
B) Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.
C) Грамотность лишь начало культуры, первая ступень ее, фундамент ее развития.
D) Красота словно солнце.
14. Укажите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми
(знаки препинания не расставлены).
А) В господском доме погружённом в сон воцарилась тишина.
B) Крепость разрушенная во время войны была восстановлена.
C) Мы шли вдоль уже засеянного поля.
D) Мыльные пузыри разлетающиеся по парку привлекали внимание малышей.
15. Укажите предложение, в котором деепричастный оборот не выделяется запяты-
ми (знаки препинания не расставлены).
А) Весь день мы работали не покладая рук.
B) Увидев знакомые места мы прибавили шаг.
C) Фигуристка выполнив свою программу наблюдала за выступлениями других.
D) Окончив школу я планирую поступить в университет.

Ответ оставил Гуру

К такому стилю речи относится следующий текст:
«Демография – наука, изучающая состав населения по полу, возрасту, занятиям и другим

признакам, его движение – рождаемость, бракосочетание, смертность и т.п.».
C) научный стиль

2. Слово, в котором количество букв и звуков одинаковое:
D) подъезд

3. Такое слово не сочетается со словом эффективный:
B) фигура

4. Существительное мужского рода:
А) сулугуни (сыр)

5. Словосочетание, в котором допущена ошибка при образовании формы слова:
C) встретить обоих учениц (обеих)

6. Слово, которое пишется слитно:
D) полбатона

7. Словосочетание, в состав которого входит причастие:
B) смеющийся ребенок

8. Предложение, в котором употреблено страдательное причастие:
C) Мне пришлось убирать РАЗБРОСАННЫЕ

9. Причастие, которое пишется с одной буквой Н:
D) кошеНый луг

10. Слово, которое пишется с НЕ слитно:
B) невзлюбив

11. Предложение, в котором выделенное слово является наречием:
C) Работа была выполнена КРАСИВО.

12. Столько словосочетаний можно выписать из предложения:
Свернув в просеке, мы направились по утоптанной тропинке.
А) 4

3. Предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире:
B)

Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь.

14. Предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятыми:
C) Мы шли вдоль уже засеянного

15. Предложение, в котором деепричастный оборот не выделяется запятыми:
А) Весь день мы работали не

Ссылка на основную публикацию