Фундамент откатные ворота своими руками чертежи схемы эскизы конструкция

Как сделать фундамент под откатные ворота?

Конструктивные особенности ворот откатного типа приводят к значительным весовым нагрузкам на их опоры из-за возникающего продольного крена при рабочем закрытом положении. Для того, чтобы не произошло перекоса и искривления всей конструкции, а также чтобы не допустить соприкосновения нижней части ворот с землей, для их монтажа требуется надежная и прочная фундаментная конструкция.

В результате крепление откатных ворот к фундаментному основанию должно обеспечить правильное распределение существующих нагрузок и обеспечить достаточной опорной площадью.

Общее описание оптимальной конструкции фундамента

Практический опыт показал, что лучшая схема фундамента для откатных ворот выполняется в виде буквы П, которая состоит из двух опорных столбов, заглубленных в землю, и армированной перемычки в их верхней части. Такая форма позволяет добиться оптимальной прочности и надежности при наименьшем расходе строительных материалов.

Первый опорный столб монтируется параллельно оси воротного столба, в сторону которого отъезжают открывающиеся ворота. Вторая фундаментная опора должна располагаться на расстоянии, которое равно длине вылета бокового раскоса. Чаще всего эта длина равняется половине ширины ворот.

В массив верхней соединяющей створки устанавливаются закладные анкера для того, чтобы укрепить приводной механизм и опорно-скользящие ролики.

В наилучшей, но и более дорогой конструкции, поверхность этой балки закрывается швеллером соответствующего номера. В этом случае крепления роликов и приводного механизма можно легко зафиксировать при помощи электросварки. Установка самого швеллера производится при помощи тех же закладных анкерных болтов.

Более дешевой, но менее прочной заменой может быть стальная полоса толщиной 6-8 мм. Ее жесткость несколько ниже, чем у П-образного сечения, а поэтому количество фундаментных болтов должно быть увеличено.

В случае отказа от использования несущего швеллера, комплект приводных элементов необходимо приобрести до начала монтажа фундаментной конструкции. Это позволит произвести точное позиционирование закладных деталей и правильную установку оборудования в дальнейшем.

Определение возможных нагрузок на конструкцию

Наибольшие нагрузки на фундамент происходят в то время, когда подвижная створка находится в почти закрытом положении. В этот момент плечевое усилие от веса створки максимальное. После того, как ворота закрылись, их дальняя от фундамента часть попадает в уловитель и нагрузка с обеих сторон уравновешивается.

Бетонный столб, который расположен ближе к проему ворот, служит опорной точкой, воспринимающей наибольшую часть нагрузки, направленной почти вертикально вниз. На второй столб, удаленный от проема, приходится нагрузка, направленная в противоположном направлении. Поэтому для лучшей устойчивости его рекомендуется заливать под углом до 15˚ по отношению к вертикали.

Прочность горизонтального несущего пояса рассчитывается как сопротивление на изгиб обычной армированной бетонной балки. При этом сила, направленная вертикально, соответствует массе ворот, умноженной на соотношение рабочей ширины створки к длине вылета этой горизонтальной балки.

Глубина положения нижнего края опорных столбов должна быть ниже глубины промерзания грунтов. Это защитит конструкцию от воздействия сил пучения почвы в холодное время года.

Этапы проведения работ

Комплекс работ по монтажу фундамента для откатных ворот выполняется в 4 этапа:

  • земляные работы;
  • сборка каркаса из стальной арматуры;
  • изготовление закладных деталей и их установка;
  • заливка фундамента.

Каждый этап имеет свои особенности и требования к его выполнению. О том, как сделать такую фундаментную конструкцию, рассказывается в приведенной далее инструкции, а в конце статьи вы сможете посмотреть весь этот процесс на видео.

Выполнение земляных работ

Разработка грунта начинается с выкапывания траншеи под заливку верхней горизонтальной балки, которая должна проходить рядом с нижним основанием забора.

Ширина 400 мм обеспечит надежное закрепление на ее поверхности приводных и подвижных механизмов. В случае сильно осыпающегося грунта ширину необходимо принять на 150-200 мм для возможности установки опалубки.

Глубина зависит от расчетной нагрузки и составляет:

  • 300-350 мм при массе створки до 800 кг и длине до 5 метров;
  • 350-400 мм при массе створки 800-1000 кг и длиной 5 метров;
  • 400-450 мм при массе створки 1000-1200 кг и длиной 6 метров.

После того, как горизонтальная траншея будет отрыта, можно приступать к выкапыванию вертикальных ям для армирования и заливке столбов. Достаточное сечение первого столба — 400х400 мм, а глубина этой ямы должна быть на 20-30 см ниже точки промерзания грунта.

Сечение ямы для второго столба — 500х400 мм. Увеличение размера необходимо для возможности устройства наклона столба, которое обеспечивается наклонной установкой доски или подобного материала.

В вырытые ямы засыпается песок слоем 15-20 см и хорошо трамбуется с проливом воды. По стенкам ям и на дно нужно уложить полосы геотекстиля. Проще всего это сделать, сшив мешки из этого материала в соответствии с необходимым сечением столбов.

По краям горизонтальной траншеи устанавливается опалубка из деревянных досок, верх которых возвышается над уровнем земли на 2-4 см.

Он определит высоту установки створки ворот. Дно траншеи и опалубка так же должны быть покрыты слоем геотекстиля. Все стыки между отдельными полосами полотна соединяются скобами или с помощью термической пайки.

Сборка и установка армирующего каркаса

Полная конструкция состоит из трех каркасов прямоугольной формы, изготовленных из стальной арматуры диаметром 12-18 мм и имеющих в сечении по 4 рабочих прута. Для обеспечения поверхностного бетонного слоя для защиты арматуры от коррозии, размер сечения каркасов для столбов — 280х280 мм, с выпуском стержней вверх на 300 мм.

Готовый каркас.

Для горизонтальной балки чертеж сечения каркаса зависит от ее размеров, но в любом случае он должен обеспечивать защитный слой бетона не менее чем в 50 мм. Верхние пруты должны иметь увеличенное сечение 16-18 мм, а нижние могут быть 12-14 мм. Это связано с повышенной нагрузкой на поверхность балки.

Рабочие пруты могут соединяться между собой отрезками арматуры диаметром 8-10 мм с проволочным увязыванием или с использованием сварки. Второй способ менее желателен, поскольку приводит к сильному термическому нагреву материала и изменению его свойств.

Арматурные каркасы столбов устанавливаются в ямы. После этого укладывают горизонтальную часть и все три элемента соединяют в единую конструкцию.

Установка закладных фундаментных болтов

В конструкции фундамента закладные анкера должны быть установлены:

  • над серединой каждого из несущих столбов для возможности монтажа опорных роликов;
  • в любом удобном месте между двумя анкерами для установки приводного механизма.

Государственным стандартом предусматривается 6 видов закладных фундаментных болтов и их можно приобрести в магазине и сделать на заказ. Но если вы делаете фундамент для откатных ворот своими руками, то можно использовать самые простые анкера, которые представляют собой металлический прут с одним загнутым краем и резьбой с другой стороны.

При установке загнутые крюки должны быть направлены внутрь бетонной конструкции.

Юстировку положения анкеров лучше всего сделать с использованием доски или другого плоского материала, который можно использовать для изготовления установочного шаблона. В доске нужно просверлить отверстия в местах установки закладных элементов вставить в них анкера, так чтобы часть резьбы была на поверхности, а затем закрепить их при помощи гаек.

После заливки бетонной смеси такая, конструкция опускается в свежий бетон до того момента, пока доска не ляжет плотно на поверхность. Точность такой установки закладных будет обеспечена. Привязывать и закреплять закладные элементы на арматурный каркас не следует, поскольку могут возникать изгибающие усилия, которые не обеспечат точной установки направляющих роликов и привода.

Укладка бетонной смеси

Основным затруднением при укладке бетона в частном строительстве является его качественное уплотнение. Погружных вибраторов во время этой работы обычно нет и уплотнение приходится делать «штыреванием» при постепенной заливке смеси слоями по 30-50 см. Если глубина ямы превышает 2 метра, то рекомендуется сперва залить бетонную смесь слоем 0,5-1,0 метра, а после этого установить в них арматурный каркас.

Бетонная смесь должна соответствовать марке М200 с классом прочности не ниже B15. На фото показано, как правильно залить фундамент для откатных ворот.

Применение винтовых свай для устройства фундамента

Свайный фундамент будет хорошо удерживать конструкцию ворот и обеспечит их достаточную устойчивость. Однако выполнение таких работ часто оказывается более дорогим и сложным.

Фундамент для откатных ворот на винтовых сваях может быть собран только до момента строительства забора. В противном случае у вас не будет технической возможности провернуть сваи, а значит и установить их.

Кроме того, в качестве горизонтальной балки (ростверка) потребуется устанавливать стальной швеллер, поскольку только он способен обеспечить устойчивость при возникающих диагональных нагрузках.

Видео по теме

Устройство фундамента для откатных ворот своими руками

Несмотря на то, что фундамент под откатные ворота – сооружение несложное, подходить к нему надо с профессиональной стороны. Ведь данный тип ворот имеет большой вес. Но самое главное, что вся масса сооружения действует не только в вертикальном направлении. Действует она и в горизонтальном, когда происходит перемещение конструкции на открытие или закрытие. Плюс ко всему фундамент держит собой несущие балки консольного типа, на которых и устанавливаются ворота.

Как правильно сделать?

В принципе, сам процесс включает в себя все те же операции, которые входят в закладку фундаментов любого типа:

  1. Подготовка траншей или скважин.
  2. Изготовление и закладка армирующего каркаса.
  3. Заливка бетонного раствора.

Конечно, устройство фундамента для откатных ворот (сооружаемого своими руками ) это несколько отличительных особенностей, связанных в первую очередь с установкой закладной. По сути, закладная деталь – это металлический профиль, по которому будет перемещаться откатные ворота. А точнее, ролики, на которые упирается воротное полотно.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, как правильно сделать фундамент, надо сразу оговаривать, какой стальной профиль использовать для закладной, и как его правильно укладывать в подготовленную траншею. Чаще всего для этого используется швеллер. Одна из полок которого и будет плоскостью для перемещения роликов.

Длина закладной должна, как минимум, равняться ширине воротного проема или длине самих ворот.

Выбираем тип

Фундамент для откатных ворот – это два типа используемых конструкций: ленточный или столбчатый с ростверком. В качестве ростверка используется лента мелкозаглубленного вида. Оба варианта – это монолитные конструкции, которые заливаются бетоном. Иногда вместо монолитных столбов устанавливаются винтовые сваи, изготовленные из стальной трубы, к концу которой приварен винтовой конус.

Правильно сделать выбор в пользу того или иного сооружения – это значит, определиться с типов грунта на строительном участке. В принципе, выбор будет очевиден, если принять во внимание, какой фундамент был заложен под основной дом. То есть, в основу выбора закладывается прочность основания грунта.

Но тут может вмешаться экономия денежных средств, потому что свайно — монолитный фундамент дешевле ленточного. К тому же по трудоемкости проводимых строительных операций свайный легче.

Схема

Самая простая схема у ленточной конструкции. По сути, это траншея с шириною 50 — 60 см, глубиною ниже уровня промерзания грунта на 20 — 30 см. Ее придется выкопать своими руками с помощью лопат, выровняв дно и стенки.

Со свайным фундаментом немного сложнее. Здесь придется точно рассчитать количество столбов и расстояние между ними. Хотя чисто схематично они будут располагаться на одной линии. То есть, получается в обоих случаях, что схема фундаментов под откатные ворота – это прямолинейный отрезок длиною, равный ширине проема.

При этом надо четко понимать, что элементы и сама конструкция ворот – это несколько вариантов, от которых зависит длина фундамента. Выше уже упоминалось о роликах, которые будут двигаться по плоскости стального профиля. Так вот эта конструкция называется рельсовой, в которой ролики являются частью ворот. Для нее фундамент заливается длиною, равной длине ворот или ширине проема.

Если используется конструкция с консолью, то ролики являются частью двигательной системы (электродвигатель и редуктор). Под такие ворота заливается фундамент длиною в половину ширины проема. Но в том и другом случае к устройству фундамента для откатных ворот надо подходить с одинаковой позиции.

Земляные работы

В первую очередь проводится разметка по грунту, где определяется месторасположение фундаментной конструкции. Далее при помощи лопат откапывается траншея свыше обозначенными параметрами. Напомним еще раз:

  1. Глубина – ниже промерзания грунта.
  2. Ширина в пределах 50 — 60 см.
  3. О длине ямы было сказано.

Если принято решение сооружать свайный фундамент, тогда надо определить нагрузку от ворот на столбы. То есть, рассчитывается вес самих ворот. Все будет зависеть, из каких материалов они были собраны. Но, как показывает практика, чаще всего для этого используются столбы диаметром 10 — 20 см с расстоянием между стойками в пределах 1 — 2 м. Поэтому начинать работу надо с сооружения скважин. Лучше это делать садовым буром, только надо правильно выбрать его диаметр.

Если решено установить металлические сваи винтового типа, тогда надо учитывать ширину фундамента с учетом габаритов и размеров ворот. В этом случае под шириной подразумевается ширина ростверка. Чем массивнее ворота, тем ширина ростверка фундамента под ворота должна быть больше.

Установка закладной и заливка бетоном

Что касается закладной конструкции, то, как уже было сказано выше, для этого чаще всего используют металлические швеллера. Здесь есть один нюанс, который касается размеров этого стального профиля.

Если монтируется швеллер под номером 20, то его будет достаточно уложить в фундаментную конструкцию, прикрепив к армирующему каркасу.

Можно уложить два швеллера под номером 10, скрепив их между собой арматурой или уголками.

При этом данная конструкция укладывается так, чтобы один из профилей оказался в глубине тела фундамента.
Теперь о том, как производится установка и монтаж закладной.

Здесь также несколько вариантов. Один из них – это уложить в подготовленную траншею армирующий каркас, а затем к нему приварить швеллер. Второй вариант – собрать весь каркас вместе с закладной вне траншеи. А затем всю конструкцию уложить по месту ее назначения.

При небольшой глубине траншеи каркас собой может представлять ряд приваренных к швеллеру арматурных стержней или уголков (последний вариант лучше). Они сгибаются в виде буквы «П» и привариваются к швеллеру полкой. Свободными концами арматуры или уголков конструкция будет опускаться вниз.

Для усиления армирующего каркаса данного типа, рекомендуется арматуру или уголки обвязать поперечными (горизонтальными) вставками из той же арматуры или уголков.

Что касается свайного фундамента, то закладная приваривается к армокаркасу ростверка. Если это винтовые сваи из стальных труб, тогда швеллер укладывается на них и приваривается. Кстати, необходимо отметить, что дополнительно швеллер крепится к стойке откатных ворот. Но перед тем как это сделать, надо обязательно закладную выровнять по высоте и по направлению движения воротного сооружения.

Теперь о бетонировании. Этот процесс ни чем от обычной заливки фундамента не отличается. Для этого надо приготовить бетон с классической рецептурой: цемент — песок — щебень в соотношении 1:2:3. И, как обычно, залитый раствор должен выстоять не менее 28 дней. Но и тут есть один немаловажный нюанс.

Перед тем как провести заливку фундамента под откатные ворота, надо уложить под верхнюю полку швеллера электрический провод. Это на тот случай, если сами ворота будут открываться от электропривода. При этом кабель надо обязательно уложить в пластиковую гофру.

Сама заливка бетона производится в три — четыре этапа. То есть, заливается один слой и утрамбовывается. Затем на него следующий с теми же операциями по удалению воздуха из растворной смеси. И так далее. Единственное, на что надо обратить внимание, это на уровень верхней полки закладной детали. Закрывать ее раствором нельзя. В принципе, это и не получится, потому что еще на стадии установки необходимо обеспечит высоту подъема конструкции армирующего каркаса выше уровня грунта.

Сооружаемые своими руками откатные ворота на сваях должны быть обеспечены гарантированной прочностью. Поэтому заливка бетона в скважины производится в соответствии с правилами закладки свайных фундаментов. А это не только правильный подбор диаметра ям, но и правильная сборка армирующего каркаса с точным выбором диаметра используемой арматуры. Так как свайный каркас для откатных ворот сооружение небольшое, то можно использовать арматуру диаметром 6 — 10 мм. Она собирается в три или четыре ряда и обвязывается катанкой диаметром 4 — 6 мм.

Если в конструкции откатных ворот присутствует электропривод, то под него надо обязательно установить дополнительную закладную. Это может быть стальной лист толщиною 4 — 5 мм. Он приваривается к нескольким пруткам арматуры, уложенных в виде гребенки. Эта конструкция стержнями утапливается в бетон после полной его заливки. Иногда вместо такой основы, в раствор закладываются несколько анкеров. К ним впоследствии крепится подставка под привод ворот.

Если заборные столбы по каким- то причинам не могут стать опорами для ворот, тогда для них придется устанавливать отдельный опорный столб. Его обычно сооружают в конце фундамента, делая под него отдельный фундамент в виде квадратной ямы.

Видео

Делаем своими руками поэтапно.

Заключение по теме

Фундамент для откатных ворот при всей своей простоте – сооружение архиважное. Поэтому к его закладке надо подходить со всей ответственностью. При этом надо не только учитывать прочностные характеристики конструкции, но и осознавать возможность воздействия грунта, особенно в период морозного пучения.

Вот почему специалисты говорят о том, что закладывать фундамент для ворот надо только ниже уровня промерзания грунта. Чаще всего именно от этого будет зависеть долгосрочная работа всей конструкции. И, как показывает практика, специалисты правы. Правда, не забываем точно проводить весь технологический процесс в соответствии с последовательностью строительных операций.

Как залить фундамент под откатные ворота своими руками

Откатные автоматические ворота можно сделать и установить самостоятельно, поскольку все этапы работ достаточно просты. Выберите нужные материалы, рассчитайте размеры конструкции и можно приступать. Но все действия необходимо выполнять правильно, и тогда вы сможете изготовить долговечные, а также весьма надёжные откатные ворота на прочном фундаменте.

Фундаменты для откатных ворот различных конструкций

Надёжность откатных ворот прежде всего зависит от качественно выполненного фундамента. Однако выбрать его не так уж и просто, так как многочисленные строительные компании предлагают не менее трёх вариантов основы для откатной конструкции. Каждый вид фундамента имеет свои преимущества и недостатки, в которых необходимо разобраться.

Четыре главных типа фундамента, которые можно устанавливать под откатные ворота:

  • свайный;
  • фундамент на балках;
  • каркасно-монолитный;
  • сплошной ленточный.

Наиболее популярным из них является сплошной ленточный, так как он устойчив к воздействию почвы, но стабильность — явно не самая сильная его сторона. Кроме того, придётся ждать около 10 дней для того, чтобы он хорошо схватился, а это не всегда удобно. Не забывайте также и о том, что закладывать ленточное основание — дело трудоёмкое и дорогостоящее. На таком фундаменте обычно устанавливают рельсовые ворота, которые не нуждаются в особо прочной основе.

Приблизительно такие же недостатки имеет фундамент на балках. Трудоёмкость его установки меньше, зато время ожидания такое же — на этот фундамент нельзя устанавливать конструкцию откатных ворот в течение десяти дней. Его не используют на сложных и нестабильных грунтах. Подходит такой вид фундамента для рельсовых и подвесных ворот.

Свайный фундамент имеет многочисленные преимущества:

  • возможность установки конструкции в любой местности, даже на нестабильном грунте;
  • минимальный денежный расход;
  • моментальный монтаж ворот (сразу после установки фундамента);
  • отсутствие бетонных и земляных работ;
  • лёгкость установки фундамента;
  • надёжность.

Такой тип фундамента можно устраивать даже на болотистых или пучинистых грунтах, а также при повышенных показателях грунтовых вод. Свайные основания очень надёжны, однако устанавливать их необходимо немного дольше, чем другие типы фундаментов. Устанавливать на них можно любой тип ворот.

На свайный фундамент можно устанавливать любой тип откатных ворот

Каркасно-монолитное бетонное основание применяется при незначительных сдвигах почвы, а для его установки нужна минимум неделя. Этот бетонированный прочный каркас П-образной формы нужно располагать со стороны проёма конструкции, и для исключения перекосов он должен иметь следующие размеры:

  • длина — минимум половина от ширины проёма конструкции;
  • глубина — больше уровня промерзания грунта на 25 см;
  • ширина — 60 см.

Подходит такой фундамент для консольных, рельсовых, а также подвесных конструкций.

Каркасно-монолитный фундамент имеет самую высокую прочность и устойчивость среди всех видов оснований для откатных ворот

Основа для откатных автоматических ворот должна быть долговечной, крепкой и соответствующей нормам безопасности.

Подготовка чертежей для устройства фундамента

Современные схемы и чертежи для установки откатных конструкций своими руками должны содержать такие параметры:

  1. Размеры траншеи. Она должна иметь глубину до 1 метра и ширину до 40 см. Длина траншеи — половина длины проёма конструкции.
  2. Схема основания. Оно изготавливается из металлического швеллера шириной от 16 до 20 см. К нему привариваются арматурные ножки размером до 14 мм.
  3. Точные размеры каркаса и полотна ворот с привязкой их к месту расположения фундамента.

Тщательный чертёж поможет соблюсти все важные размеры конструкции.

Фотогалерея: чертежи различных типов фундамента для откатных ворот

Как залить ленточный фундамент под откатные ворота

Для того чтобы правильно залить фундамент, требуется изначально подготовить необходимые для работы инструменты и материалы:

  • песок, щебень и цемент для бетонирования;
  • консольные металлические блоки;
  • продольные металлические швеллеры;
  • арматурные прутья и вязальная проволока. Из них собирается каркас;
  • необрезные доски для устройства опалубки;
  • бетономешалку;
  • электро- или газосварку;
  • уровень строительный;
  • рулетку;
  • штыковые и совковые лопаты;
  • лом;
  • опорный швеллер;
  • молоток, ножовку по железу, а также топор и уголок для устройства опалубки.

Лучше не экономить на исходных материалах, так как это может отрицательно сказаться на качестве конструкции, её прочности и соответственно снизить срок эксплуатации откатных ворот.

Приступаем к изготовлению фундамента:

  1. Выкапываем траншею с соответствующими размерами, которые были правильно рассчитаны в чертеже. Её глубина должна быть на 35 см больше точки промерзания грунта. Траншею для ленточного фундамента нужно углублять ниже уровня промерзания почвы
  2. Устанавливаем опалубку. Расход раствора уменьшится, если сделать подушку из песка и гравия толщиной 100 мм. Опалубка для фундамента собирается из досок толщиной 25–30 см
  3. Из арматуры делаем основу для будущего фундамента. Прутья между собой закрепляем проволокой или с помощью сварки. Расстояние между ними должно быть около 30 см.
    Каркас состоит из арматурных прутьев, жёстко связанных или сваренных между собой
  4. Устанавливаем подготовленный арматурный пояс горизонтально. Выступающую часть углубляем на 12 см ниже поверхности почвы. К краю проёма смещаем его фронтальную часть. Расстояние от пояса до опалубки — минимум 2 см во всех плоскостях.
  5. К поясу привариваем продольный швеллер, полка которого должна находиться на нулевой отметке. Продольный швеллер приваривается к арматурному поясу на уровне установки нижней части ворот
  6. В основу помещаем швеллер и связываем его с каркасом. Он необходим для крепления механизма привода откатной конструкции.
  7. Управляющий и силовой шнуры устанавливаем через трубы, расположенные в каркасе. Они должны быть диаметром минимум 25 мм, иначе провод будет провести затруднительно. Провода укладываются в трубы, расположенные внутри опалубки
  8. Замешиваем раствор в таких пропорциях: 6 вёдер речного песка, 2 ведра цемента, 2 ведра щебня и необходимое количество воды, чтобы смесь не получилась очень густой. Щебень добавляет бетону прочности. Если планируется использовать готовую бетонную смесь, то она должна быть марки не ниже М200. Для приготовления раствора берём цемент М500.
  9. Заливаем яму приготовленным бетоном так, чтобы пояс не сместился, поскольку от этого зависит возможность эксплуатации ворот. Используем сразу не весь бетон, а только на 1/3 от объёма траншеи. Такой метод заливки фундамента гарантирует отличную фиксацию пояса. В арматурный каркас надо будет установить 3 поперечных швеллера. Опалубка заливается бетонным раствором сначала на 1/3 от объёма
  10. Выравниваем швеллеры с соблюдением вертикали и горизонтали. Затем привариваем их к арматурному поясу и заливаем раствором бетона. Для застывания раствора необходимо будет около двух недель или больше в зависимости от времени года и условий погоды. После застывания бетона фундамент для установки откатных ворот готов

При устройстве любого типа фундамента сразу закладывается электропроводка.

В итоге мы получаем фундамент, имеющий три поперечных швеллера, расположенных на 7 см ниже проезжей части.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • при расчёте фундамента необходимо учитывать крепость столбов и массу конструкции, так как нагрузка всех частей ворот на основание может отличаться;
  • бетон нужно заливать как под саму конструкцию, так и под опорные столбы;
  • арматуру для пояса надо приварить или плотно обвязать специальной проволокой;
  • после монтажа закладных, часть траншеи требуется залить бетоном так, чтобы он целиком их не закрывал. Это необходимо для того, чтобы в будущем можно было правильно установить остальную конструкцию;
  • изначально необходимо установить столбы, служащие опорой для ворот.

Обязательно соблюдайте технологию и вышеприведённые правила, поскольку неверно сделанный каркас или фундамент не дадут возможности автоматике откатных ворот нормально работать, что может привести к разрушению некоторых важных частей конструкции ворот.

Видео: заливка фундамента под откатные ворота

Правильно изготовленное опорное основание определяет возможность безотказной эксплуатации и долговечность откатных ворот. На фундамент действуют существенные нагрузки в разных плоскостях (на сжатие, кручение или изгиб). Его можно изготовить и самостоятельно, но при наличии технических характеристик откатной конструкции, правильно составленных чертежей и при некотором строительном опыте.

Устройство фундамента для откатных ворот своими руками

Несмотря на то, что фундамент под откатные ворота – сооружение несложное, подходить к нему надо с профессиональной стороны. Ведь данный тип ворот имеет большой вес. Но самое главное, что вся масса сооружения действует не только в вертикальном направлении. Действует она и в горизонтальном, когда происходит перемещение конструкции на открытие или закрытие. Плюс ко всему фундамент держит собой несущие балки консольного типа, на которых и устанавливаются ворота.

Как правильно сделать?

В принципе, сам процесс включает в себя все те же операции, которые входят в закладку фундаментов любого типа:

  1. Подготовка траншей или скважин.
  2. Изготовление и закладка армирующего каркаса.
  3. Заливка бетонного раствора.

Конечно, устройство фундамента для откатных ворот (сооружаемого своими руками ) это несколько отличительных особенностей, связанных в первую очередь с установкой закладной. По сути, закладная деталь – это металлический профиль, по которому будет перемещаться откатные ворота. А точнее, ролики, на которые упирается воротное полотно.

Поэтому, возвращаясь к вопросу, как правильно сделать фундамент, надо сразу оговаривать, какой стальной профиль использовать для закладной, и как его правильно укладывать в подготовленную траншею. Чаще всего для этого используется швеллер. Одна из полок которого и будет плоскостью для перемещения роликов.

Длина закладной должна, как минимум, равняться ширине воротного проема или длине самих ворот.

Выбираем тип

Фундамент для откатных ворот – это два типа используемых конструкций: ленточный или столбчатый с ростверком. В качестве ростверка используется лента мелкозаглубленного вида. Оба варианта – это монолитные конструкции, которые заливаются бетоном. Иногда вместо монолитных столбов устанавливаются винтовые сваи, изготовленные из стальной трубы, к концу которой приварен винтовой конус.

Правильно сделать выбор в пользу того или иного сооружения – это значит, определиться с типов грунта на строительном участке. В принципе, выбор будет очевиден, если принять во внимание, какой фундамент был заложен под основной дом. То есть, в основу выбора закладывается прочность основания грунта.

Но тут может вмешаться экономия денежных средств, потому что свайно — монолитный фундамент дешевле ленточного. К тому же по трудоемкости проводимых строительных операций свайный легче.

Схема

Самая простая схема у ленточной конструкции. По сути, это траншея с шириною 50 — 60 см, глубиною ниже уровня промерзания грунта на 20 — 30 см. Ее придется выкопать своими руками с помощью лопат, выровняв дно и стенки.

Со свайным фундаментом немного сложнее. Здесь придется точно рассчитать количество столбов и расстояние между ними. Хотя чисто схематично они будут располагаться на одной линии. То есть, получается в обоих случаях, что схема фундаментов под откатные ворота – это прямолинейный отрезок длиною, равный ширине проема.

При этом надо четко понимать, что элементы и сама конструкция ворот – это несколько вариантов, от которых зависит длина фундамента. Выше уже упоминалось о роликах, которые будут двигаться по плоскости стального профиля. Так вот эта конструкция называется рельсовой, в которой ролики являются частью ворот. Для нее фундамент заливается длиною, равной длине ворот или ширине проема.

Если используется конструкция с консолью, то ролики являются частью двигательной системы (электродвигатель и редуктор). Под такие ворота заливается фундамент длиною в половину ширины проема. Но в том и другом случае к устройству фундамента для откатных ворот надо подходить с одинаковой позиции.

Земляные работы

В первую очередь проводится разметка по грунту, где определяется месторасположение фундаментной конструкции. Далее при помощи лопат откапывается траншея свыше обозначенными параметрами. Напомним еще раз:

  1. Глубина – ниже промерзания грунта.
  2. Ширина в пределах 50 — 60 см.
  3. О длине ямы было сказано.

Если принято решение сооружать свайный фундамент, тогда надо определить нагрузку от ворот на столбы. То есть, рассчитывается вес самих ворот. Все будет зависеть, из каких материалов они были собраны. Но, как показывает практика, чаще всего для этого используются столбы диаметром 10 — 20 см с расстоянием между стойками в пределах 1 — 2 м. Поэтому начинать работу надо с сооружения скважин. Лучше это делать садовым буром, только надо правильно выбрать его диаметр.

Если решено установить металлические сваи винтового типа, тогда надо учитывать ширину фундамента с учетом габаритов и размеров ворот. В этом случае под шириной подразумевается ширина ростверка. Чем массивнее ворота, тем ширина ростверка фундамента под ворота должна быть больше.

Установка закладной и заливка бетоном

Что касается закладной конструкции, то, как уже было сказано выше, для этого чаще всего используют металлические швеллера. Здесь есть один нюанс, который касается размеров этого стального профиля.

Если монтируется швеллер под номером 20, то его будет достаточно уложить в фундаментную конструкцию, прикрепив к армирующему каркасу.

Можно уложить два швеллера под номером 10, скрепив их между собой арматурой или уголками.

При этом данная конструкция укладывается так, чтобы один из профилей оказался в глубине тела фундамента.
Теперь о том, как производится установка и монтаж закладной.

Здесь также несколько вариантов. Один из них – это уложить в подготовленную траншею армирующий каркас, а затем к нему приварить швеллер. Второй вариант – собрать весь каркас вместе с закладной вне траншеи. А затем всю конструкцию уложить по месту ее назначения.

При небольшой глубине траншеи каркас собой может представлять ряд приваренных к швеллеру арматурных стержней или уголков (последний вариант лучше). Они сгибаются в виде буквы «П» и привариваются к швеллеру полкой. Свободными концами арматуры или уголков конструкция будет опускаться вниз.

Для усиления армирующего каркаса данного типа, рекомендуется арматуру или уголки обвязать поперечными (горизонтальными) вставками из той же арматуры или уголков.

Что касается свайного фундамента, то закладная приваривается к армокаркасу ростверка. Если это винтовые сваи из стальных труб, тогда швеллер укладывается на них и приваривается. Кстати, необходимо отметить, что дополнительно швеллер крепится к стойке откатных ворот. Но перед тем как это сделать, надо обязательно закладную выровнять по высоте и по направлению движения воротного сооружения.

Теперь о бетонировании. Этот процесс ни чем от обычной заливки фундамента не отличается. Для этого надо приготовить бетон с классической рецептурой: цемент — песок — щебень в соотношении 1:2:3. И, как обычно, залитый раствор должен выстоять не менее 28 дней. Но и тут есть один немаловажный нюанс.

Перед тем как провести заливку фундамента под откатные ворота, надо уложить под верхнюю полку швеллера электрический провод. Это на тот случай, если сами ворота будут открываться от электропривода. При этом кабель надо обязательно уложить в пластиковую гофру.

Сама заливка бетона производится в три — четыре этапа. То есть, заливается один слой и утрамбовывается. Затем на него следующий с теми же операциями по удалению воздуха из растворной смеси. И так далее. Единственное, на что надо обратить внимание, это на уровень верхней полки закладной детали. Закрывать ее раствором нельзя. В принципе, это и не получится, потому что еще на стадии установки необходимо обеспечит высоту подъема конструкции армирующего каркаса выше уровня грунта.

Сооружаемые своими руками откатные ворота на сваях должны быть обеспечены гарантированной прочностью. Поэтому заливка бетона в скважины производится в соответствии с правилами закладки свайных фундаментов. А это не только правильный подбор диаметра ям, но и правильная сборка армирующего каркаса с точным выбором диаметра используемой арматуры. Так как свайный каркас для откатных ворот сооружение небольшое, то можно использовать арматуру диаметром 6 — 10 мм. Она собирается в три или четыре ряда и обвязывается катанкой диаметром 4 — 6 мм.

Если в конструкции откатных ворот присутствует электропривод, то под него надо обязательно установить дополнительную закладную. Это может быть стальной лист толщиною 4 — 5 мм. Он приваривается к нескольким пруткам арматуры, уложенных в виде гребенки. Эта конструкция стержнями утапливается в бетон после полной его заливки. Иногда вместо такой основы, в раствор закладываются несколько анкеров. К ним впоследствии крепится подставка под привод ворот.

Если заборные столбы по каким- то причинам не могут стать опорами для ворот, тогда для них придется устанавливать отдельный опорный столб. Его обычно сооружают в конце фундамента, делая под него отдельный фундамент в виде квадратной ямы.

Видео

Делаем своими руками поэтапно.

Заключение по теме

Фундамент для откатных ворот при всей своей простоте – сооружение архиважное. Поэтому к его закладке надо подходить со всей ответственностью. При этом надо не только учитывать прочностные характеристики конструкции, но и осознавать возможность воздействия грунта, особенно в период морозного пучения.

Вот почему специалисты говорят о том, что закладывать фундамент для ворот надо только ниже уровня промерзания грунта. Чаще всего именно от этого будет зависеть долгосрочная работа всей конструкции. И, как показывает практика, специалисты правы. Правда, не забываем точно проводить весь технологический процесс в соответствии с последовательностью строительных операций.

Ссылка на основную публикацию